Среда, 17.10.2018, 14:19
Приветствую Вас Гость | RSS

МОБУ "Основная общеобразовательная школа №55"

Телефон: 8(3532)43-07-79

Меню сайта

Работа социального педагога с детьми

Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.

Одним из самых распространенных является понятие «дети группы риска».

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях «группы риска», подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Это тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.

Это материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе, неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Комплексность проблем требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения.

Для профилактики асоциального поведения необходимо глубокое и всестороннее изучение личности подростков с отклоняющимся поведением, особенностей их эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования системы отношений.

Социально – педагогические технологии, применяемые в работе с несовершеннолетними, можно разделить на 2 группы:

  • Организационные социально-педагогические технологии.
  • Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы.

Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти направления деятельности обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии:

Формирование банка данных детей и подростков группы риска

  • из семей, находящихся в социально опасном положении;
  • безнадзорных или беспризорных;
  • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
  • оставшихся без попечения родителей;
  • употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
  • совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административного взыскания;
  • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • состоящих на разных формах учёта.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

  1. каковы основания постановки на учёт;
  2. какие структуры работают с подростком;
  3. какая работа проводится для разрешения проблемы;
  4. что ещё можно предпринять для разрешения данной проблемы.

Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Она необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребёнка из банка данных.

В процессе диагностики изучаются индивидуальные особенности ребёнка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяются их причины. Для диагностики используется только апробированный и утверждённый пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим документом выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребёнка с остальными участниками образовательного процесса.

По результатам диагностики определяется суть проблемы или совокупности проблем, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребёнку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определённой группы подростков, выявленных в ходе диагностики. Программы разрабатываются с привлечением представителей необходимых для разрешения проблем служб, ведомств, административных органов.

Социальный педагог, являясь, посредником между обучающимся и образовательным учреждением, семьёй, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов

Консультирование.Предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей «группы риска».

Межведомственные связи.Социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов.

Социально – педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми «группы риска».

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребёнка.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком, находящимся в социально опасной ситуации, социальный педагог должен руководствоваться следующими принципами:

  • Не навреди.
  • Не оценивай.
  • Принимай человека таким, каков он есть.
  • Соблюдай конфиденциальность.
  • Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
  • Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.
  • Минимум специальных терминов.
  • Соблюдай принцип добровольности.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социаль¬ный педагог должен хорошо представлять себе особенности раз¬вития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не мо¬жет сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка.

Виды социально-педагогической помощи:

  1. Наблюдение и консультации учителей.
  2. Консультации для родителей.
  3. Консультирование классных руководителей (по запросу).
  4. Индивидуальные профилактические беседы с родителями по проблемам обучения и воспитания.
  5. Организация дополнительной помощи в выполнении домашних заданий, в учебе.
  6. Проведение социально-педагогических обследований с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
  7. Вовлечение детей в школьные кружки, студии, секции, центры детского творчества.
  8. Организация профилактических бесед с обучающимися по проблемам социализации личности.
  9. Организация индивидуальных профилактических бесед с родителями по проблемам обучения и воспитания.
  10. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

В своей работе я стараюсь следить за динамикой развития отношений детей "группы риска" с учителями и сверстниками, устанавливаю контакт с семьей, стараюсь строить отношения на основе доброжелательности и доверительности. Нахожу причины неадекватного поведения, намечаю пути выхода из кризисной ситуации. То есть в сфере моей постоянной деятельности – оперативная помощь конкретным ученикам в трудных ситуациях. Сложность работы в том, что общих рецептов нет и быть не может для разрешения проблемных ситуаций. В зависимости от конкретных обстоятельств используют разные методы и способы воздействия на ученика и его семью: от эмоциональной поддержки, посредничества до прямого вмешательства в ситуацию.

На начало 2016-2017 учебного года на различных формах учета состояло 5 несовершеннолетних. С ними классными руководителями и социально-психологической службой школы проводится индивидуально - профилактическая работа. Были разработаны планы индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, проведено диагностическое обследование подростков, с целью обследования жилищно-бытовых условий посещены семьи детей, посещены уроки с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к занятиям, проведены индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками. На данных обучающихся заведены социально-педагогические карты, где отслеживается успеваемость, состояние здоровья, достижения, увлечения. Были выявлены трудновоспитуемые обучающиеся. По результатам проведенной диагностики с ними ведется индивидуальная воспитательная работа.

Осуществляется психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению «трудных» подростков. С целью организации занятости в свободное время обучающиеся, находящиеся на контроле, вовлечены в систему объединений дополнительного образования. Дети посещают не только школьные кружки, но и спортивные секции. Социальным педагогом с подростками проводятся индивидуальные и коллективные профилактические беседы, направленные на формирование устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, по профилактике вредных привычек, об ответственности несовершеннолетних за опоздания на уроки, за пропуски уроков без уважительной причины.

С целью совершенствования работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, в школе создан Совет профилактики безнадзорности и правонарушений.

В рамках межведомственного взаимодействия школа тесно сотрудничает с ОП №4 МВД России по г. Оренбургу, КДН и ЗП, с органами опеки и попечительства. Специалисты межведомственных структур оказывают содействие в проведении профилактических акций, тематических дней. С целью профилактики прогулов занятий и безнадзорности обучающихся в школе ведется ежедневный контроль за посещаемостью обучающимися школы. В случае непосещения ребенком школы, классный руководитель выясняет причину его отсутствия у родителей. Все пропуски фиксируются социальным педагогом в журнал учета посещаемости.

Вопросы посещаемости рассматриваются на педсоветах, совещаниях при директоре.

Опора на лучшие качества личности подростка, искренний интерес к его развитию, вера в его силы и возможности обязательно приведут к положительному результату. Важно помнить: какой бы проступок не совершил подросток, в первую очередь он нуждается в сочувствии, которое не повредит ему, но растопит лед отчуждения и недоверия, являясь первым шагом взрослых на пути понимания, принятия и своевременной помощи.

Директор школы
Видай Светлана Леонидовна
Прием по личным вопросам:
понедельник с 16:00 до 18:00

Copyright MyCorp © 2018
Хостинг от uCoz
Яндекс.Метрика